Данный материал был написан мной специально для одного хорошего человека, по задумке и при непосредственном участии последнего. Без советов и наставлений которого, я бы вряд ли завершил начатое. Тем не менее, не могу не обратить ваше внимание на тот факт, что хотя всё писал я, но речь ведётся именно от его лица. Учитывайте это, когда будете читать.
В.Ф.: Признаюсь сразу, до сего момента, в отличии от многих других людей, я никогда не испытывал желания обозревать игры, а потому довольно смутно представляю как это в действительности делается. Поэтому, дабы избежать хождения по граблям на данном поприще, я попросил оказать мне посильную помощь, в этом нелегком деле, моего доброго друга Martin69. Пусть и не сразу, но он таки согласился, за что ему огромное спасибо и моя личная признательность.
М.З.: В качестве своего оправдания могу сказать, что когда DaSmallEldar попросил меня принять участие в написании данной рецензии, с предметом я был знаком довольно поверхностно, ибо рассматриваемая игра в своё время прошла мимо меня и осталась банально мною незамеченной, как впрочем и множество других достойнейших игр того периода. Тем не менее, зная мою любовь к старым добрым играм, он всё же настоял на своём и я с ней ознакомился.
Приятного вам времяпровождения, друзья.
7th Legion
Обзор
Так уж получилось, что совсем недавно, в сервисе цифровой дистрибуции Steam появилась одна из игр моего беззаботного отрочества, о которой я просто таки не мог вам не рассказать, так как она в те далёкие времена произвела на меня огромное впечатление. Сейчас я уже конечно понимаю, что во многом это творение повторяет концепцию ранних игр серии Command & Conquer (которую я люблю и уважаю), но тогда мир был проще, а игры казались лучше и ничего подобного я не замечал.
Но довольно ходить вокруг да около, создавая тем самым ненужную интригу, ибо как вы наверняка уже могли догадаться (прочитав заголовок), речь в моём небольшом ревю пойдет об классической изометрической стратегии в реальном времени, именуемой 7th Legion. Хотя она и представляет из себя типичный клон тех лет, коих в жанре RTS тогда было видимо не видимо, всё же я не могу не признать, что в отличии от многих других она оказалось во многом уникальной, а потому стояла на их фоне особняком, хотя и не дотягивала до более именитых игр жанра, что бесспорно огорчает.
Изданием данной замечательной игры в Америке занималась, известная прежде всего игрокам со стажем по серии X-Com (UFO), компания MicroProse, а за разработку отвечал творческий тандем, состоящий из мало кому известной студии Vision Software и куда как намного более известной даже сейчас Epic MegaGames! Да, создатели Unreal и Gears of War тогда именовали свою студию именно так, а не иначе и таки да, в их послужном списке имела место быть стратегия.
Понятно, что на постсоветском пространстве на то время (а на дворе стоял 1997 год, как ни как), дела обстояли несколько иначе чем во всём остальном цивилизованном мире и легального рынка программного обеспечения ещё попросту не существовало! Так что любителям компьютерных игр приходилось довольствоваться сомнительного качества пиратской продукцией. Можно сказать, что в каком-то смысле мне даже повезло, ибо моё знакомство началось именно с английской версией. Как следствие этого, моя нежная детская психика не была травмирована ужасами самопального перевода.
Согласно вступительному ролику, в недалеком будущем человеческая цивилизация полностью истощит природные ресурсы планеты и жить на старушке Земле станет, мягко говоря, проблематично. Учёные мужи от науки конечно же предупреждали, что подобное беспечное изыскание полезных ископаемых приведет к краху, но их никто не слушал, ибо имидж ничто, а вот жажда наживы — всё! Когда же запахло жаренным, лидеры наиболее развитых стран не придумали ничего умнее, чем попросту собрать вещички и вместе со своими приближенными, а также их прислугой эвакуироваться с опостылевшего уже всем шарика на космических кораблях.
Стоит ли говорить, что попасть в число избранных удалось далеко не всем? Оставшаяся на поверхности часть населения была брошена своими правителями на произвол судьбы, но и они не растерялись, а попрятались в уютненьких подземных бункерах, прихватив с собой всё ценное, что ещё не успели забрать улетевшие в космос товарищи. После чего на довольно продолжительное время на Земле воцаряются мир и спокойствие, ибо нет больше того за что можно было бы воевать и нет больше тех, кто готов был проливать кровь за обладание этой проклятой землёй!
Проходят десятилетия, времена года сменяют друг друга множество раз, целые поколения людей успевают родиться и умереть, а сказания передаваемые из уст в уста выжившими, о событиях предшествовавших расколу человечества медленно но верно превращаются в мифы и легенды, которые рассказывают уже не ради сохранения истории, но больше как сказки на ночь. Хоть и медленно, но земля лечит свои раны. Постепенно люди начинают покидать обжитые ими подземные убежища и возвращаться на поверхность. По прошествии некоторого времени эти разрозненные осколки человеческой цивилизации объединяются в племенные союзы и начинают расселяться и исследовать свой новый дом.
Примерно в это же самое время, не найдя себе лучшего дома в иных мирах, на планету возвращаются и потомки тех самых избранных. Не долго думая последние объявляют Землю своей собственностью, а всех несогласных начинают пускать в расход. Для противостояния этой внезапной угрозы из космоса местные племена как раз таки и формируют так называемый Седьмой легион, давший название игре.
Собственно с этого момента всё и начинается. Как можно было понять из заставки под ваше чуткое руководство может попасть одна из двух противоборствующих сторон на выбор: Избранные (красная фракция) или Седьмой легион (синяя фракция). Игра за каждую из них предполагает отдельную кампанию по четырнадцать миссий в каждой. Причём больше половины этих миссий не только происходит на отличных друг от друга картах, но и в зависимости от выбранной фракции ещё и отличаются доступными для выполнения целями на них, что, согласитесь, не может не радовать!
Помимо банального сценария для игр подобного жанра, предполагающего скоростное строительство инфраструктуры базы и изготовление войск в большом количестве, с последующим выносом с насиженных мест противника, уничтожением его опорных пунктов и истреблением ополчения, существуют миссии и совсем иного толка. Как вам, на пример задачка, когда у вас под контролем находится строго определенное количество боевых единиц, строить на карте ничего нельзя, а требуется не только с минимальными потерями пробраться по лабиринту из металлических коридоров, но и похитить чертежи нового продвинутого оружия? Прочитав это вы конечно можете возразить, что в том же StarCraft тоже имели место быть карты которые как бы происходили внутри технологических помещений гигантских баз Конфедерации. Всё так, вы правы. Только вот, последний вышел в 1998 году, а 7th Legion появился годом раньше, что делает мысль, о возможном плагиате со стороны разработчиков мягко говоря несостоятельной!
Другой момент, что по механике игра очень многое переняла у творения конкурентов Blizzard, обитавших тогда в ныне покойной студии Westwood. Подобно Command & Conquer вам не придется заниматься поиском и изысканием ресурсов. В привычном нам понимании их тут вообще нет. Вместо них на счет игрока и его компьютерного оппонента время от времени начисляется некоторое количество кредитов, являющихся универсальной игровой валютой. С помощью неё как раз и осуществляется постройка зданий, покупка техники и рекрутирование войск. Приток наличности происходит тем активнее, чем больше собственности оппонента было уничтожено.
В подобных условиях отсиживаться в глухой обороне и отбиваться от вялых нападок со стороны противника, не является стратегией победы, ибо сидеть так можно долго, но так ничего и не высидеть. Исследовать окружающую территорию не только можно, но и нужно. Это поможет вам не столько сориентироваться на местности и установить местонахождение вашего противника, но и находить появляющиеся в случайных местах специальные контейнеры. В последних нередко попадаются довольно интересные штуки, начиная с банальных кредитов и заканчивая особыми карточками, о которых я расскажу подробнее чуть дальше по тексту.
Вне зависимости от того за кого вы предпочтёте играть ваша стратегия вряд ли изменится. Связано это с тем, что в отличии от упомянутого раньше StarCraft войска и постройки обеих противоборствующих сторон по своим технико-тактическим характеристикам чуть мене чем полностью дублируют друг-друга. Если б не расцветка, то и внешне можно было бы легко их перепутать, ибо каких-то ярко выраженных черт в дизайне оных у них не наблюдается. Хотя у каждой из сторон имеется несколько уникальные по внешнему виду и функциональности боевые единицы, но на общую картину это влияет слабо.
Плохо и то, что как такового разнообразия войск в игре нет. В наличии имеются пехотинцы, гранатомётчики, наездники на ящерах, несколько видов танков, роботов-пауков, гигантских МЕХ'ов, и охранных башен. Авиацию, как можно заметить не завезли. Порой при взгляде на всё это великолепие нет-нет да и закрадывается невольно мысль, что при разработке игры авторы черпали вдохновение в продукции Games Workshop и FASA Corporation. Очень уж некоторые образцы техники напоминают аналогичные из парочки вполне известных конкретных настольных игр.
Однако, не торопитесь ставить на 7th Legion крест. В действительности всё не настолько плохо как могло бы показаться. Известно, что у каждого достойного клона должны быть свои отличительные особенности и уверяю вас, у данного проекта они имеются! Взять хотя бы войска, о которых я начал рассказывать чуть ранее. При всей свое внешней неказистости у них имеется одна очень важная отличительная черта. В процессе умерщвлением врагов и разрушения не принадлежащих вам построек ваши бравые вояки получают очки опыта! С поднятием уровня (который здесь именуется рангом), они восполняют пошатнувшееся здоровье и увеличивают убойную мощность оружия, что согласитесь, встречается довольно таки редко в играх жанра RTS, а потому идет в плюс проекту.
Второй по счету, но не по значению, является довольно прогрессивная для своего времени находка с карточками, о которых я вскользь уже успел обмолвиться несколько выше по тексту. Дело тут вот в чём. В правом верхнем углу игрового экрана имеет место быть специальная панель, содержащая пять слотов, предназначенных для вызова мощных атакующих или защитных заклинаний, даваемых теми самыми карточками. Дабы их активировать, достаточно просто перетащить выбранную вами карточку на противника, чтобы нанести тому ущерб или же на свои войска и тогда они получат бонус.
Всё зависит от типа той или иной карточки. Так, одни позволят вам в мгновение ока уничтожить или отобрать какое-нибудь здание врага, взорвать шествующую на вас армию супостатов, захватить технику противника или похитить его кредиты; другие же напротив способны сделать ваших подопечных невидимыми, усилить огневую мощь у ваших бойцов, снизить эффективность огня у вражеской техники; третьи позволят вызывать вам подкрепление и наслать на чужие войска безумие.
Это далеко не полный перечень доступного. Поверьте, выбрать действительно есть из чего. Тем не менее, всё же не стоит забывать, что компьютерный оппонент также обладает теми же возможностями, что и игрок. Нередко у меня возникала такая ситуации, когда расправившись с атакующими силами врага я казалось бы благополучно добирался до его базы и в этот самый момент он умудрялся вытащить из рукава карту безумия, после чего мои воины начинали сходить с ума и позабыв про противника принимались расстреливать друг друга. Очень неприятное зрелище!
Потому-то с этими вещицами требуется обращаться крайне аккуратно, ибо в умелых руках они способны изменить исход практически любой битвы, как в одну, так и в другую сторону! Однако, случаются и патовые ситуации. Происходит это обычно, когда все карточки уже использованы, а победить в таком вот честном бою и при равных условиях не получается ни у одной из сторон. Так что, как бы они не были могущественны, всё же карточки далеко не всегда являются панацеей на все случаи жизни и окончательным оружием возмездия. Хотя разнообразие в игровой процесс привносят.
В обычных миссиях, предполагающих постройку и обустройство базы, начальный набор карточек составляется случайным образом у обеих сторон. Миссии же несколько иного характера, которые делаю акцент на выполнение конкретных задач с часто невосполнимыми силами находящимися под контролем игрока, в свою очередь, подразумевают наличие на старте строго определенного набора карточек, помогающих эти самые задачи по идее выполнять. Волей-неволей приходится внимательно анализировать сложившуюся ситуацию, прикидывать шансы на победу и в зависимости от имеющихся в наличии карточек, а также располагаемых войск, собственно и плясать. Иначе просто не выжить, ибо с наскока одолеть превосходящие силы противника не получится. Что, безусловно, хорошо и правильно.
Ещё одной интересной задумкой, которая не встречается в других RTS, являются побочные задания. Точнее не сами они по себе, а то как именно эти задания были тут организованы. Постараюсь объяснить. Перед нами такие себе дейлики (daily quest), ограниченные по времени задания, известные современной публике по разнообразным играм в жанре MMO. Суть, как говорится такова: в процессе выполнения основного задания миссии, время от времени случайным образом вам предлагают уничтожить конкретную постройку оппонента, башню там или электростанцию, за столько-то минут. Если вы уложитесь в отведённое на это время, то кроме чувства осознания собственной крутости вам отсыпят вдоволь кредитов, но могут и карточкой одарить. Интересно, что сделано это отнюдь не бестолково и в ситуации если у противника осталось всего одно здание, то заказ вы получите именно на него, а не на то, которое вы допустим только-что снесли. Вроде бы и мелочь, а приятно.
По завершении каждой из миссий кампании игрока радуют довольно забавным, но в то же время совершенно бестолковым роликом. Который если и раскрывает некие сюжетные перипетии, то делает это уж очень поверхностно. Потому-то, лучше даже не пытайтесь сравнивать с тем, что можно было увидеть в StarCraft или Command & Conquer! То же касается и графического оформления игры. Для своего времени оно может-быть и смотрелось неплохо, но и тогда звезд с неба не хватало. Сейчас же, конечно, всё это выглядит крайне устаревшим, что ещё больше заметно если сравнить картинку с вышедшим гораздо раньше WarCraft II: Tides of Darkness, стильная рисованная графика которого и сейчас выглядит довольно притягательно, а ведь прошло уже столько лет.
Хорошо хоть музыкальное сопровождение в 7th Legion не вызывает никаких нареканий. Бодрые электронные композиции создают правильное настроение и отключить в настройках музыку, как это не редко случается во многих современных проектах, совсем даже не хочется. Другое дело, что в отрыве от самой игры слушать саундтрек совсем не хочется, но вот без отрыва от оной он там совершенно справедливо находится на своём законном месте.
О многопользовательском режиме сказать особо нечего. Теоретически можно попробовать поиграть по локальной сети или через интернет. Однако, на практике имеет смысл запускать только скирмиш (skirmish), ибо найти сейчас живого противника задачка не из простых.
Теперь же я хочу рассказать, о ложке дёгтя в этой неполной бочке мёда. Другими словами, сейчас я поведаю вам, о том, что меня лично в игре покоробило, а такого, как оказалось, там совсем даже немало. Так что, если вы надумает поиграть, то будьте к этому готовы.
Первое, что бросается в глаза, это крайне посредственный искусственный интеллект. Причём как у ваших подчиненных, так и у сил врага. Дело тут не только и не столько в кривом поиске пути, который превращает казалось бы простую операцию по переправке войска из точки А в точку Б, в настоящее испытание для нервов игрока, ибо боевые единицы легко могут заблудиться, что называется в трёх соснах. Нет, это только цветочки. Искусственный идиот в целом ведёт себя крайне пассивно. В двух шагах от толпы пехотинцев могут убивать их товарищей, а те даже не пошевелятся, чтобы помочь своим собратьям по оружию. Во многом именно по этой причине задавить врага числом крайне проблематично. В свою же очередь противник тактического мышления лишен напрочь и всегда действует строго по одной схеме.
Кину пожалуй ещё и камень в огород местного тумана войны, который довольно ощутимо мешает получать удовольствие от игры. Как бы это помягче сказать?! В общем, с течением времени, он заволакивает ВСЮ открытую вами область карты полностью, если там какое-то время не появлялись ваши подчиненные, а не только делает невидимым перемещение врагов, что вкупе с туповатым ИИ войск делает прохождение куда как более увлекательным.
Не хватает тут и многих привычных стратегических элементов, а те, что есть, находятся в непривычных местах. В производственных постройках нельзя задать точку сбора для только что сошедших с конвейера боевых единиц. В игре отсутствуют медики и ремонтники. Восстанавливать поврежденные здания можно с помощью отдельной кнопки. Чинить же поврежденную технику, как и лечить бойцов, можно лишь в специальных зданиях, если вы их построили, конечно. Ну, или воспользоваться соответствующей карточкой, которой в нужный момент может и не оказаться под рукой. Только вот водить за ручку сих болезных через пол карты нет никакого резона. Отсутствует и такая вещь как патрулирование. Действительно, кому и зачем она может понадобиться, с таким-то поиском пути? Да и чего уж греха таить, сами настройки игры очень ограниченные в своей функциональности. Нельзя изменить разрешение. Не получится переназначить горячие клавиши. Нет и возможности повлиять на скорости игры. Скорость движения мыши также не подлежит редактированию...
Все эти досадные недоработки и упущения конечно печалят, что естественно. Только вот грустить почему-то совершенно не хочется. 7th Legion прекрасен в своей неидеальности, но вполне способен подарить несколько приятных вечеров. Главное, чем игра цепляет, так это тёплая ламповая атмосфера, дающая почувствовать тот самый пресловутый дух времени, а большего и не надо.
Первоначально опубликовано здесь:
Авторы:Martin69 (написание и доработка статьи)